Интересное об обороне разных стран

Сегодня в мире происходит множество событий, выдвигающих вопросы обороны и безопасности страны на первый план. Но в преддверии Нового года не хочется говорить о серьезных проблемах, поэтому представляем вашему вниманию подборку интересных фактов на данную тему.

1. Режиссёр Георгий Данелия рассказал, что после выхода «Кин-дза-дза!» к нему обратился американский режиссёр с предложением делать спецэффекты, так как ему понравился полёт пепелаца. Данелия ответил, что никаких спецэффектов тут не было, а гравицаппу ему дали в Министерстве Обороны. Через какое-то время Данелии позвонили военные и сказали не валять дурака, потому что американец на полном серьёзе запрашивал у них гравицаппу.

2. Прусский король Фридрих Вильгельм I создал особый полк, куда зачисляли только солдат выше 188 см, которых прозвали «Потсдамскими гигантами». Их нанимали не только в Пруссии, но и других европейских странах, а многие монархи, в том числе Пётр I, специально посылали своих высоких подданных в этот полк для укрепления дружеских отношений с королём. Тех верзил, кто отказывался поступить на службу, иногда просто похищали. Фридрих Вильгельм лично муштровал свой полк каждый день, но при его жизни «гиганты» не приняли участия ни в одной войне.

3. Известен миф о воинственных амазонках, которые жили в государстве без мужчин. А в западноафриканском королевстве Дагомея существовало реальное воинское формирование целиком из женщин, отличавшееся строгой дисциплиной. В дагомейские амазонки часто попадали жёны или дочери, на поведение которых жаловались королю, но многие становились воительницами добровольно. Эти отряды сыграли заметную роль во франко-дагомейских войнах в ходе колонизации Африки. Сначала многие французские солдаты отказывались стрелять в амазонок, из-за чего несли большие потери, но в итоге истребили тех почти полностью.

4. В мире существуют порядка 20 стран без постоянно действующей армии. В основном это карликовые государства, однако в этом списке выделяется Коста-Рика — государство в Центральной Америке с населением более 4,5 миллиона человек. Решение о ликвидации армии было принято после окончания гражданской войны в 1949 году и закреплено в конституции. С того времени Коста-Рика является почти единственной страной своего региона, где не было гражданских войн и военных переворотов.

5. В 1955 году магазин из американского города Колорадо-Спрингс разместил перед Рождеством в газете объявление, предложив детям звонить Санта-Клаусу. Однако телефонный номер был указан с ошибкой, и звонки стали поступать в командный центр противовоздушной обороны, специалисты которого не стали вешать трубку, а начали говорить детям координаты места, где пролетает Санта в данный момент. С тех пор военные сделали приём звонков от детей ежегодной традицией под названием «NORAD Tracks Santa», которую помогают поддерживать множество волонтёров. В наше время с 1 декабря каждого года можно получать координаты Санта-Клауса в реальном времени на официальном сайте программы.

6. После подавления польского восстания и взятия Варшавы Екатерина II произвела Суворова в фельдмаршалы, хотя в русской армии девять генералов имели более высокий ранг, и обычно никто не повышался в звании через головы старших. Узнав об этом, Суворов с детской непосредственностью расставил стулья и стал прыгать через них. При этом с каждым прыжком он называл фамилию генерала, приговаривая: «Такого-то перескочил». (Постоянные читатели наших рубрик уже знают об этой истории, но тем не менее…)

7. На создание шрифта для слепых Брайля вдохновила военная разработка. По заказу Наполеона Шарль Барбье придумал шрифт из рельефных точек для того, чтобы солдаты могли обмениваться сообщениями ночью без звука и света. Однако эта система оказалась трудна для изучения и особого практического применения не нашла. Когда Брайль ознакомился с ней, то нашёл главный недостаток — каждый символ в шрифте Барбье кодировался 12 возможными точками, что было слишком много для распознавания одного символа за одно касание. Уменьшив количество возможных точек до шести, Брайль разработал шрифт, который в разных вариациях используется слепыми по всему миру.

8. В 1980 году центральный командный пункт ракетных войск стратегического назначения СССР посетила инспекция, и дежурного генерала спросили: что он намерен делать, если после команды запуска ракет кодовый замок сейфа с боевыми документами не откроется с трёх попыток. Офицер ответил, что на этот случай он за сейфом хранит кувалду, которой собьёт замок. Большинство членов комиссии такой ответ возмутил, однако начальник восьмого управления Генштаба убедил их, что данный боевой приказ должен быть доставлен в войска без промедления и наличие запасного варианта в виде кувалды оправдано. Тогда же кувалду узаконили, и с тех пор она обязательно находится на посту командира дежурных сил РВСН.

Они сражались за Родину

«Таких людей воспитали, настоящий железный щит Родины выковали…» (Шолохов М. А., «Они сражались за Родину»)


Сорок лет назад Сергей Бондарчук подарил советскому зрителю гениальное творение о Великой Отечественной войне, ставшее классикой мирового кинематографа.

«Они сражались за Родину» снимался к тридцатилетию победы в Великой Отечественной войне по одноименному незаконченному роману Михаила Шолохова. Съёмки фильма стартовали в мае 1974 года на хуторе Мелологовский (Волгоградская область) и продолжались до октября. Сергей Бондарчук с необычайной точностью передал в фильме дух солдат того времени и картины той страшной войны. Сцены снимались без компьютерных спецэффектов, но захватывают душу до сих пор – актуальность их не подвластна времени. Они заставляют сопереживать, вызывая ощущение полного присутствия. В фильме показано, как война прерывает обычное течение жизни, заставляет переоценить все, что казалось уже оцененным и устоявшимся… Она раскрывает истинную сущность людей, которые еще вчера сливались с толпой, а сегодня они — герои. Такие актеры, как Василий Шукшин, Вячеслав Тихонов, Юрий Никулин и Нонна Мордюкова, подарили миру запоминающихся и знаменитых героев. Их фразы давно стали крылатыми. Они стали вечными.

3
4
3
4
1/2 
start stop bwd fwd

Каждый герой этой тяжелой и трагической истории стал родным и любимым отечественному зрителю. В каждом бойце — любовь к жизни, желание сражаться за Родину, уверенность, что мир и светлое будущее наступят.

Петр Лопахин — последняя роль великого Василия Шукшина. Осенью 1974 года, едва только завершились съемки основных эпизодов фильма "Они сражались за Родину" на натуре, неожиданно, трагично и безвременно скончался Василий Шукшин. Актёр в кадре не играет, а проживает каждое слово, каждый жест, каждое движение. Это живой Петр Лопахин, сошедший со страниц шолоховского романа. Да, именно таким его представляешь при прочтении произведения и при просмотре фильма. Две картинки соединились в один образ — получился шедевр. С ним смеешься и плачешь в одном порыве. Героем Шукшина нельзя не восхищаться, его невозможно не любить.

Николай Стрельцов в исполнении Вячеслава Тихонова — киногерой, который не забывается. Особенно сильна сцена встречи в конце фильма с Петром Лопахиным. Глухой, контуженный, заикающийся Николай Стрельцов радуется как ребенок встрече со своим фронтовым товарищем. Разве может он оставить свою Родину и однополчан в такой нелегкий час?

Сергей Бондарчук не мог не сыграть в своем фильме. Он выбрал образ Ивана Звягинцева. Режиссёр идеально справился с актёрской задачей. Одна из самых тяжёлых сцен в фильме — операция Ивана Звягинцева в госпитале. При просмотре этого момента невольно испытываешь душевную и физическую боль, а это дорогого стоит.

Картина посвящена главному – подвигу простых советских солдат. «Они сражались за Родину» – история о любви к Отчизне, борьбе до последней капли крови и цене победы. Фильм «пропитан» болью как физической, так и психологической. Главный акцент сделан на отдельном солдате – страдает конкретный человек. Показали, как каждый человек воспринимает всё, что происходит вокруг него, но как бы в отрыве от всех остальных. Эта картина одна из немногих показывает солдат в таком реалистичном виде: пот, грязь, постоянный голод и недосып. Однако из последних сил они вгрызаются в землю касками…

9
10
9
10
1/2 
start stop bwd fwd

За последние годы мы узнали много нового о событиях военного времени. На войне, как и в стране, было всякое: ошибки военачальников, предательство, массовые сдачи в плен, карьеризм, трусость. Но этот фильм повествует о подвиге тех рядовых воинов, которые ковали победу, потому что «Родина» пишется с большой буквы только в тех странах, где вот так ее защищают.

Некоторые факты о фильме:

Шолохов сначала отказал Сергею Бондарчуку экранизировать его роман, но впоследствии согласился.

Хутор Мелологовский уже не существует, на его месте голая степь.

Это был последний фильм Василия Шукшина, во время съемок которого он скончался. Его героя Лопахина озвучивал Игорь Ефимов.

Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1976 году.

Премии:

• 1976 – Лучший фильм года по опросу журнала «Советский экран»;

• 1976 – Премия Союза антифашистских борцов Чехословакии на XX Международный кинофестиваль в Карловых Варах;

• 1976 – Премия за режиссёрскую работу Сергею Бондарчуку на XIV кинофестивале в Панаме, премия за лучшее исполнение 27 мужских ролей солдат;

• 1977 – Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых;

• Премия Ленинского комсомола композитору Вячеславу Овчинникову в 1977 году.

Как Россия обогнала Америку по скорострельным пушкам

Всероссийской научно-практической конференцией и соревнованиями по стрельбе из пневматического оружия в Туле почтили память легендарного оружейного конструктора Василия Петровича Грязева.

Среди тем, обсуждаемых на конференции, – теоретическое и практическое наследие Героя Социалистического труда, лауреата Государственных премий и премий Правительства РФ, академика РАН, доктора технических наук, профессора Василия Грязева. Он более тридцати лет руководил стрелково-пушечным направлением в тульском «Конструкторском бюро приборостроения». Его изделия в авиации – это одноствольные, двуствольные и шестиствольные пушки разного калибра для вооружения различных типов самолетов и вертолетов, а также четырехствольный пулемет для вертолетов. На флоте стоят его шестиствольные зенитные автоматы для корабельных зенитных артустановок и зенитного ракетно-пушечного комплекса «Каштан». Для сухопутных войск он разработал двуствольный зенитный автомат для ЗРПК «Тунгуска» и одноствольные пушки для вооружения БМП, БМД, бронетранспортеров, а также его разработки стоят на ЗРПК «Панцирь С-1», Недаром на предприятии его называли патриархом высокострельного оружия.

Историю создания самой скорострельной в мире пушки Василий Грязев рассказал в одном из своих последних интервью. Коренной туляк из рабочей семьи, он в 1951 году закончил оружейно-пулеметный факультет Тульского механического института.

- Вот с этими знаниями в области оружия и пулеметов я был направлен в подольский институт, тогда он назывался научно-исследовательским институтом стрелкового оружия, – рассказывал Василий Петрович. Там он впервые встретился с будущим академиком и научным руководителем тульского «Конструкторского бюро приборостроения» Аркадием Шипуновым, который закончил тот же институт на год раньше. Два гениальных конструктора вооружения встретились, чтобы потом уже никогда не расставаться. По словам Василия Грязева, у них «совпали стремления работать конструкторами по созданию авиационного пушечного вооружения».

В то время весь мир соревновался в достижении наивысших показателей по скорострельности. Скорости самолетов росли, время боевого взаимодействия между ними резко сокращалось, поэтому за короткое время надо было выпускать как можно больше боеприпасов. От конструкторов вооружения требовалось существенное увеличение темпа стрельбы.

- И мы с азартом молодости включились в это всемирное соревнование, – вспоминал Василий Петрович. – Мы проанализировали предшествовавший путь развития авиационного вооружения главным образом по одной характеристике – скорострельности. И посчитали, что все, что делалось прежде – делалось неэффективно. Потому что каждая новая система принималась на вооружение, имея преимущества по скорострельности перед предшественниками на 15, максимум на 25 процентов. Мы считали, что это мизерная цифра и замахнулись на то, чтобы увеличить темп стрельбы в два-три раза.

После нескольких неудачных попыток в 1958 году они наконец разработали двуствольную схему автоматики, которая в калибре 23-х и 30-ти миллиметров показала скорострельность пятьдесят выстрелов в секунду. Таким образом, их пушка в три раза превзошла показатели всех имевшихся на тот момент аналогов. После первого успеха перед конструкторами встала дилемма: остановиться на этом и развивать тему для разного применения, как делают большинство их коллег, или развиваться дальше. Они предпочли второй путь: решили не останавливаться на достигнутом, а еще раз попытаться утроить скорострельность.

Грязеву и Шипунову сопутствовал успех: правда не сразу, а много лет спустя, были приняты на вооружение шестиствольная 30-миллиметровая пушка, которая имела темп стрельбы 100 выстрелов в секунду, и 23-миллиметровая шестиствольная пушка, производившая 170 выстрелов в секунду.

- Попробуй сказать «22» – это секунда. И представь: пока ты это говорил, 170 снарядов уже ушли, – пояснял, что такое скорострельность, Василий Петрович. Но это было впереди, а тогда параллельно с работой по доводке своей первой пушки они начали разрабатывать шестиствольную.


«И содрать-то было не у кого!..»


- Но перед нами встали почти непреодолимые трудности, – вспоминал конструктор. – Дело в том, что любая разработка в любой области опирается на предшествующие достижения, и часто многие решения, которые были достигнуты ранее, используются в перспективных разработках. Например, в авиации считается, что если новый самолет не содержит пятидесяти процентов ранее разработанных деталей, он не полетит. Новый образец каким-то образом непременно должен быть связан с предшествующими по многим, многим узлам. А в направлении шестиствольной схемы автоматики у нас предшественников не было. Не у кого подсмотреть, позаимствовать. Кроме американской шестиствольной картечницы Гатлинга и русской картечницы Барановского ничего не было. Но те системы были ручные – человек крутил пушку вручную и она стреляла, естественно, очень редко и с очень маленькой скорострельностью. В принципе, если вертеть быстрее, они бы могли дать высокую скорострельность. А вот как это сделать – мы не могли найти ни одного решения.

Работы отечественных конструкторов, которые занимались разработкой такого многоствольного оружия с применением электродвигателя, закончились провалом. В то же время из США поступали скудные сведения о том, что американская фирма «Дженерал электрик» разрабатывает 20 миллиметровую шестиствольную пушку «с фантастически высоким темпом».

- Конечно, много лет спустя, когда она появилась на вооружении американской авиации, эти сведения достигли нас в полной мере. Но даже если бы мы их узнали в тот период – а это был 1958 год, мы бы все равно не смогли их применить. Та пушка работала на электрическом двигателе мощностью 25 киловатт. Американцы могли себе это позволить – видимо, сговорчивые у них были конструкторы авиации. А, познакомившись с нашими, мы точно знали: если такое решение предложили бы мы, наша авиация нас просто бы выгнала. Ведь такую энергетику на самолете надо где-то раздобыть. Авиаконструкторы говорили нам: вот, господа, бортовая станция с постоянным током в 24 вольта и «ни грамма» больше. Так что нам надо было создать систему, работающую не на базе внешнего источника (гидро- или электрический привод), а как-то изловчиться применить собственную внутреннюю энергетику выстрела, чтобы эта пушка работала. Такая вещь у нас получилась. Мы изобрели газоотводный двигатель для шестиствольной схемы автоматики с непрерывным действием. Он работал наподобие двигателя внутреннего сгорания – отбирал часть порохового газа из стволов при выстреле. При этом мы сделали неплохой привод: если пушка стреляет, то она вращается и перезаряжается, как только она закончит стрелять, все прекращается. Однако начать стрелять мы могли только руками. Но на самолете же никто не будет к пушке подходить – она расположена черт знает где, и до нее еще нужно добраться. Так что все это управление надо было сделать дистанционным…

В конечно итоге, у них все получилось. Вообще подобные образцы сделать за ограниченное время очень трудно, почти невозможно. Американцы, к примеру, 20-миллиметровую пушку «Вулкан» делали 12 лет. А тульские конструкторы занимались этим направлением с 1958-го до 1961 года, когда, наконец, было найдено нужное техническое решение. Вскоре авиация заказала им 23-миллиметровую шестиствольную пушку, а ВМФ для обороны кораблей – 30-миллиметровую.

- Знаешь, когда она стреляет при частоте 170 выстрелов в секунду, кажется это звериный вой. Цель уже уничтожена, там клубы дыма, пушка уже остановилась. Но 150 снарядов, которые уже были выпущены, еще летят в упрежденную точку и жадно ищут цель. Картина! – так описывал Василий Петрович первое испытание своей пушки в море.

3..
4..
5..
6
1/4 
start stop bwd fwd


«Генерал танцевал джигу…»


Когда проходили испытания промышленные образцы этого вооружения, генерал Ермолов, как рассказывал Грязев, от радости танцевал на палубе джигу. По его словам, эти пушки можно сравнить только с американским «Вулканом» – других аналогов нет. Но у нашей и скорострельность больше и энергоемкость – не сравнить.

- Она много крови попила, создавалась в дыму и пламени, – вспоминал конструктор. Между первым «стреляющим приспособлением» и серийным изделием стояли 100 опытных образцов с различными изменениями и исправлениями недостатков, миллион боезарядов и 15 лет работы. Ведь в той же авиации задержек в стрельбе не должно быть. В автомате Калашникова такое возможно, а в авиационных пушках – нет. Если во время испытаний образец сделал все, но на последнем выстреле произошла заминка – считается, что пушка испытание не выдержала, производство пушек останавливается, дается задание на изыскание причин. Все нужно дорабатывать и после этого делать еще 2 «штрафных» образца для испытания. Зато в конечном итоге получилось самое скорострельное в мире оружие.

В 1974 году была принята на вооружение пушка для авиации, а через год – для ВМФ. Сейчас на любом снимке военных кораблей можно видеть эти пушки. К примеру, флагман «Петр Великий» оснащен шестиствольными пушками, суммарный темп стрельбы которых – 200 выстрелов в секунду. Они предназначены для самообороны кораблей от противокорабельных ракет – отстреливают их в воздухе. А в авиации 23-миллиметровая пушка закончила вооружение тяжелого штурмовика конструкции Сухого.

- Если подойти к Миг-29 слева, можно погладить ствол нашей пушки, а в СУ-27 она стоит справа, в вертолете МИ-24 П сбоку увидите 3-ствольную 30- мм пушку, незримо они там везде присутствуют. Пушка – это комплектующее. Никто же не будет покупать пушку, чтобы стрелять из нее с плеча, – рассказывал Грязев. – Всегда автомат для стрелка – законченное изделие, а пушка авиационная только для самолета, можно продать только вместе с самолетом. Но нам не обидно. Нам главное было честь свою сохранить, сказать, что нам была поручена такая ответственная работа, и мы ее сделали!

7
8..
7
8..
1/2 
start stop bwd fwd

В России началась подготовка к созданию нового поколения экипировки «Ратник»

На фестивале «Армия России», который прошёл на днях в Москве на Фрунзенской набережной рядом со зданием Национального центра управления обороной России, посетители с удовольствием фотографировались с «вежливыми людьми» в комплектах боевой индивидуальной экипировки (КБИЭ).

Головной разработчик новой экипировки – Центральный научно-исследовательский институт точного машиностроения (ЦНИИТОЧМАШ), а всего в рамках опытно-конструкторских работ по теме «Ратник» задействовано более 50 предприятий. В этом году уже начались поставки новой экипировки в войска, где она успешно проходит опытно-войсковую эксплуатацию. Тестирование выявило, правда, некоторые проблемы: так, кому-то из военнослужащих кажется, что съезжает шлем, у кого-то есть претензии к рейдовому рюкзаку… Но всё это устранимые «трудности роста».

Экипировка представляет собой комплекс из пяти модульных систем: поражения, защиты, энергообеспечения, управления и жизнеобеспечения. Все их элементы выдерживают температуры от 50 градусов холода до 50 градусов тепла, поэтому могут использоваться в самых разных условиях - хоть в Арктике, хоть в тропиках. Благодаря модульному принципу «Ратник» можно укомплектовать съёмными элементами в зависимости от поставленной перед военнослужащим задачи.

При создании экипировки возможности отечественных производителей использовались в полной мере. Но жизнь не стоит на месте: потенциал «оборонки» растёт благодаря инновационному развитию и освоению новых технологий. Это позволяет одновременно с доработками элементов «Ратника» приступить к созданию комплекта боевой индивидуальной экипировки нового поколения.

Работа по обоснованию состава и облика экипировки «солдата будущего» ведётся в соответствии с требованиями концепции развития экипировки военнослужащих Сухопутных войск, ВДВ, морской пехоты и подразделений специального назначения с перспективой до 2030 года. Учитывается тактика боевых действий подразделений по своему основному предназначению. В частности, в состав системы поражения КБИЭ войдёт стрелковое и холодное оружие, ручные гранаты, ручные гранатомётные средства ближнего боя, носимые комплекты высокоточного оружия, боеприпасы и системы прицеливания.

Как показывает практика, именно в области стрелкового оружия среди специалистов идут наиболее жаркие споры. В частности, на сегодняшний день разработано несколько образцов стрелкового оружия по типажам. Конструкторы-оружейники из Коврова, Тулы, Ижевска создали новые стрелковые комплексы. Военному ведомству предстоит выбрать то, что наиболее подходит войскам.

Очевидно, что отобрать нужно самое лучшее. Однако при выборе руководствоваться приходится не только тактико-техническими характеристиками изделий. Учитываются и возможности предприятий-производителей, их загруженность с учётом обновления станочного парка. К тому же и в войсках имеются разные мнения о том, какие параметры оружия являются наиболее приоритетными. Одни ориентируются на скорострельность, другие – на могущество используемого боеприпаса, а третьи – на точность боевого применения на максимальной дальности стрельбы.

Вместе с тем основные направления развития данной системы уже проработаны. К примеру, уже известно, что перспективный КБИЭ может получить незаметность в инфракрасном спектре, меняющий цвет камуфляж и облегчённые бронежилеты с автономной системой электроснабжения.

Основной упор в проводимых работах по перспективной системе вооружения делается на реализацию прорывных проектов. Речь идёт о повышении баллистических характеристик, кучности стрельбы, могущества боеприпасов.

Не стоит забывать и то, что в современном бою победа за тем, кто быстрее обнаружит цель, классифицирует её, нанесёт ей огневое поражение, в том числе и при помощи корректировки огня. Вот почему планируется существенно увеличить дальность обнаружения в ночных и неблагоприятных условиях с одновременным расширением поля зрения и уменьшением массы и габаритных размеров технического устройства для КБИЭ «Ратник». В идеале от отечественных конструкторов войска ждут всепогодного средства разведки, прицеливания и навигации, способного работать в различных спектральных диапазонах.

Тем временем в войска «Ратник» уже поступает. Как заявил журналистам на выставке в Нижнем Тагиле глава ЦНИИТОЧМАШ Дмитрий Семизоров, Минобороны России к концу 2015 года получит 71 тысячу комплектов экипировки «Ратник».

Комплект боевой индивидуальной экипировки включает в себя порядка 50 элементов. Комбинезон выполнен из арамидного волокна, способного, судя по испытаниям, задерживать лёгкие осколки, летящие со скоростью 140 метров в секунду. Бронежилет с керамическими пластинами останавливает бронебойную пулю, выпущенную из винтовки СВД с расстояния 10 метров, а противоосколочный шлем – пулю из пистолета Макарова с расстояния 5 метров.

«Слепая ярость». Блокадный Ленинград от налетов защищали незрячие

Их было двенадцать.. История Великой Отечественной войны – это история подвига советского народа. Но он складывался из личных подвигов людей, вступавших в отчаянную схватку с врагом каждый на своём участке борьбы.

И без этих миллионов личных подвигов не было бы Великой Победы

Ефрейтор Яков Зобин, призванный в 1942 году на службу ПВО Ленинграда, был одним из 12 уникальных незрячих солдат, оборонявших город на Неве во время блокады.

Эта удивительная история началась в конце 1941 года, когда вокруг Ленинграда сжалось вражеское кольцо. Советским войскам удалось не пустить противника в город, однако Ленинград подвергался постоянным авианалётам и артиллерийским ударам. Чтобы спасти город от бомбёжек, силам ПВО требовалось предотвратить внезапное появление противника. Но как это сделать? Современных радаров в армии не было, эксперименты с первыми подобными разработками шли, но обеспечить оборону Ленинграда ещё не могли.

На исходе 1941 года в Ленинград поступили так называемые звукоулавливатели. Приборы эти состояли из системы труб различного размера, которые позволяли услышать гул приближающихся самолётов противника на большом удалении. Но главным в этой системе был всё-таки человек, а не прибор. Звукоулавливатель мог быть по-настоящему эффективен только тогда, когда с ним работал человек с отличным слухом. Причём не просто отличным, а уникальным. Изначально со звукоулавливателями работали обычные бойцы, но результаты не слишком радовали командование. И однажды в штабе ПВО Ленинграда кто-то из офицеров, вспомнив рассказ писателя Короленко «Слепой музыкант», предложил: «А давайте попробуем в качестве «слухачей» слепых! У них же слух особенный!». Большинство отнеслось к идее скептически, но в условиях блокады нельзя было пренебрегать никакими возможностями. На эксперимент было дано добро.

О том, что при утрате одного из органов чувств человеческий организм способен «компенсировать» утрату за счёт остальных, учёным известно давно, поэтому идея военных была вполне логичной. Весь вопрос заключался в том, насколько слух слепого мог помочь для решения поставленной задачи.

К тому времени в Ленинграде оставалось около 300 незрячих. Остальных успели эвакуировать – в блокадном городе остались только те, кто добровольно отказался его покидать. Незрячие Ленинграда не были иждивенцами. Они трудились на заводах, выступали с концертами в госпиталях, помогали, чем. Поэтому, когда ПВО города объявило набор незрячих добровольцев для службы «слухачами», заявления подали практически все слепые, которые на тот момент находились в Ленинграде.

Однако военные провели строжайший «отсев» кандидатов. Для начала отказали женщинам, потом провели тщательный медицинский отбор. Будущий «слухач» должен был иметь очень хороший слух и достаточно крепкое здоровье, чтобы переносить предстоящие многочасовые нагрузки. Так были отобраны 30 кандидатов, из которых затем выбрали 20 наиболее способных. Эти два десятка незрячих были отправлены на обучение. Ведь мало просто услышать звук, надо чётко его идентифицировать, определить, на каком удалении от города находятся вражеские самолёты.

В действующую армию в 1942 году были определены 12 лучших незрячих «слухачей». Одним из первых и стал Яков Зобин, которому исполнилось 28 лет.

Слухачи слышали врага за десятки километров

В расчёт звукоулавливателя входили два бойца: зрячий и слепой. Первый медленно поворачивал трубы аппарата в разные стороны, а второй должен был слушать и услышать врага.

Результат превзошёл все ожидания. И без того отличный слух незрячих бойцов во время службы на звукоулавливателе стал стремительно развиваться в нужном направлении. Через несколько месяцев Яков Зобин и его товарищи не просто обнаруживали приближающиеся самолёты противника, но на слух определяли их тип, высоту, на которой они летели, и расстояние до них.

Благодаря незрячим бойцам-«слухачам», бомбардировщики противника обнаруживали за несколько десятков километров от города, и к их «визиту» силы ПВО подходили в боевой готовности. В результате, наткнувшись на плотный заградительный огонь, вражеские бомбовозы часто ретировались, неся потери.

Служба «слухачей» была очень тяжёлой. Их и без того изматывающие дежурства нередко проходили в условиях артобстрела, и, несмотря на канонаду, они должны были услышать летящие на Ленинград бомбардировщики. И они их слышали.

Вклад незрячих солдат в оборону Ленинграда неоценим. Десятки тысяч горожан уцелели благодаря тому, что авиация противника обнаруживалась на дальних подступах к городу.

Ефрейтор Яков Зобин оставался в рядах ПВО Ленинграда до самого конца войны, был удостоен наград, в том числе медали «За боевые заслуги».

Якова Львовича Зобина не стало в 1973 году. Он, одним из первых вставший на боевое дежурство в Ленинграде, был последним из оставшихся в живых незрячих защитников Ленинграда.

Пусть их нет с нами, но память остаётся. Память, которую хранит несломленный и не склонившийся перед врагом город на Неве.

ПРИЁМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ ПО ЛИЧНЫМ ВОПРОСАМ ПО ПЯТНИЦАМ С 16:00

ПРЕСС-СЛУЖБА:

РУКОВОДИТЕЛЬ

Пошелюк Екатерина Николаевна

Моб. тел. (7) 86964

ЗАМЕСТИТЕЛЬ РУКОВОДИТЕЛЯ

Овчаренко Роман Алексеевич

Моб. тел. (7) 86975

8.00-17.00

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.